Главная » Файлы » ГОТОВЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ » ИСКУССТВО

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета
[ · Скачать удаленно (4.2Мб) ] 20.12.2014, 17:18

МОУ СОШ № 7
Г. Кулебаки 2010 г.
Урок изобразительного искусства
 «Искусства и ты» 2 класс.
По программе Б. М. Неменского 
«Изобразительное искусство и художественный труд»

Тема урока: «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета»

Учитель изобразительного искусства 
Ометова Л. Ю.

Важнейшей задачей преподавание изобразительного искусства в современной школе является развитие личности учащегося путем формирования его сложного внутреннего мира. Происходит получение научных знаний об объективном мире вокруг (цель абсолютного большинства школьных дисциплин) и развитие эстетических вкусов, творческого восприятия этого объективного мира. Интеллектуальное и духовное развитие – это сложный , многогранный процесс, и в нем не малую роль играют уроки эстетического цикла, ИЗО в том числе. Уроки ИЗО не только развивают уровень познания, но и формируют мир личности, они также помогают включить субъективные эстетические ценности в формирующиеся общественно – значимые ценности, а это – основная задача личностно – ориентированного обучения.
      Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах его становления. Такие ученые как А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шатский писали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
       Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей в начальной школе средствами изобразительного  творчества остается недостаточно раскрыто, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей меняются детские поколения и соответственно должна изменятся технология работы педагогов. В практической деятельности: формируются общественные способы анализа, синтеза, сравнение и сопостановления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческих потенциал. 
       Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика,  художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различным  материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает пространство, воображение, творческие способности.
       Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями. Помочь в этих условиях могут нетрадиционные художественные техники на уроках изобразительного искусства.
      На уроках изобразительного искусства помогаю детям освоить не только приемы живописи, лепки, аппликации, но широко использую нетрадиционные художественные техники, помогаю найти новые оригинальные соединения традиций и стилей c современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.


Тема. «Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета». 
Вид деятельности: индивидуальная и работа в группах
Вид урока: печатание ватными палочками, мятой бумагой; выдувание; напыление.
Цели и задачи урока: дать понятие о цвете как средстве выражения: «теплые» и «холодные» цвета; знакомство с цветовым кругом; использование нетрадиционных техник печатания; выдувание; напыление; развитие эстетического отношения к действительности.
Оборудование: формат А4, акварель, гуашь, бумага, ватные палочки, баночка с водой, кисточка, палочки для выдувания.  
Зрительный ряд: таблицы «Цветовой круг»; «Основные и составные цвета»; «Радуга»; «Лесовичок»; выставка детских работ; репродукции И. Шишкин 
«На севере диком», «Осень»; Б. Кустодиев «Волга. Радуга»; И. И. Левитан «Золотая осень»; В. Д. Поленов «Золотая осень»; Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу». 
Литературный ряд: Ф. И.  Тютчев «Чародейкою зимою …»;  М. Ю. Лермонтов 
«На севере диком стоит одиноко»; И. Бунин «Осень».   
Музыкальный ряд: П. И. Чайковский альбом «Времена года»; А. Вивальди «Времена года» (зима).

Приложение к уроку.

Комментарий урок    Развитие личностных качеств
С целью активизации у учащихся интереса к данной теме – просмотр видеоряда    Кинестетический, визуальный каналы восприятия
Размещение на доске работ художников связанных с изображением пейзажа     Выразительная речь, любознательность, патриотизм, память
Выставка детских работ 
в нетрадиционных художественных техниках     Выявление лучших работ учащихся
Показ педагогом приемов изображения    Художественные исследовательские знания
Самостоятельная художественная деятельность учащихся под музыкальное сопровождение    Технические качества, творческое воображение
                 
План урока.

1. Организационный момент – 30 сек.
2. Объявление темы – 1 минута.
3. Объяснение темы – 10 минут. 
4. Подготовка к практической работе – 3 минуты.
5. Практическая работа – 22 минуты.
6. Подведение итогов – 3 минуты.
7. Окончание урока – 20 секунд.

Характеристика класса.
Во 2 А классе 18 человек, 6 мальчиков и 12 девочек. Возраст детей 7,5 – 8 лет. Все ребята обучаются в данном классе с начала обучения в школе. Это позволяет сделать вывод, что в классе сложился ученический коллектив, отношения в котором требует коррекции и усовершенствования. 
На уроке можно разделить ребят на 4 группы по активности.
Учащиеся с «гиперактивностью», которые могут своей импульсивностью несдержанностью нарушать спокойный ход урока, чем мешает другим ребятам, которые работают спокойно. Проблема состоит в том, что эти ребята не могут долгое время не могут работать самостоятельно, требуют к себе постоянного повышенного внимания со стороны учителя (2 человека).
Учащиеся с нормальной, немного повышенной активностью, которые создают в классе рабочую атмосферу. Эти ребята могут продолжительное время работать самостоятельно (12 человек).
Учащиеся с пониженной активностью. Нуждаются в постоянной поддержке со стороны учителя и одноклассников. Средний уровень самостоятельности (2 человека).
Учащиеся с низкой активностью. Самостоятельно работать могут при постоянной стимулирующей помощи со стороны учителя. Очень низкий темп работы (2 человека). 

Ход урока.
1. Организационный момент.  
- приветствие учащихся;
- проверка готовности к уроку;
- положительный настрой на урок.
Молодцы все готовы к уроку!
Прозвенел звонок, 
Начался урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели. 
Сегодня опять будем рисовать.

Слайд № 1
2. Объявление темы.
- сегодня наш урок посвящен выразительному художественному средству – цвету.
- на уроке вы узнаете, что существуют не только основные и составные цвета, но цвета бывают теплыми и холодными, поэтому тема нашего сегодняшнего урока: «теплые и холодные цвета».

Слайд № 2
3. Объяснение нового материала.
Урок у нас сегодня необычный, потому что к нам пришел в гости «Лесовичок» и он приглашает нас отправиться в путешествие к принцессам Огоньку и Льдинке.
Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним и назовем основные и составные цвета.

Слайд № 3
Основные цвета – их нельзя получить с помощью смешения красок (красный, синий, желтый)
Составные цвета – можно получить с помощью смешивание основных цветов (оранжевый, зеленый, фиолетовый).
Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшее художественно – выразительные средства живописи. Многие картины поражают нас красотой цвета, его яркостью, нарядностью. 
Загадка.
Крашеное, коромысло 
Над рекой повисло.
                                (радуга)

Слайд №4
 - Молодцы! А теперь мы отправляемся в путешествие.    
Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на берегу реки, после летнего грибного дождя (звучит музыка, имитация дождя).
Упражнение. 
Выполнение упражнения на основе «теплых» и «холодных» цветов: вспомним семь цветов радуги.
Стих.
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Целесообразно предложить детям взять краски и зарисовать то, что объясняет учитель. 
Этапы выполнения упражнения:
1. Расположить лист горизонтально.
2. Разделить его на три части двумя вертикальными линиями.
3. Слева разложить красную, оранжевую, желтую полосы, плавно переходящие друг в друга.
4. Справа сверху – вниз идут голубой, синий, фиолетовый цвета.
5. В середине зеленая полоса.
6. Наши цвета разделились на три команды. Рассмотри их.
- Что они вам напоминают?
Слева – огонь, солнце, тепло. Это «теплые» цвета – красный, оранжевый, желтый.
Справа – голубой, синий, фиолетовый. Они похожи на холодный ветер, небо, снеговые облака, иней. Это «холодные» цвета.
- Почему же зеленый цвет остался без названия?
- Потому что он может быть и «теплым» и «холодным». 

Слайд № 5 
«Теплые» цвета воспринимаются более радостно, активно и возбуждающе, а «холодные» более грустно. Красный дарит веселое настроение, праздничность, а синий цвет успокаивает.

Слайд № 6  (осень)
А теперь мы с вами попали в царство принцессы Огонек (звучат звуки леса) 
- Посмотри, как красива земля, вода, небо!
Красота природы вдохновляет композиторов сочинять музыку, поэтов и писателей – писать стихи, рассказы, а художников – рисовать, лепить, строить.
В природе много ярких, сочных цветов и их сочетаний. 
У природы, как и у человека, может быть разное настроение. Она может быть радостной или грустной, спокойной или грозной. Художник умеет чувствовать и передавать настроение природы.

Слайд № 7  (принцесса Огонек)
«Теплые» цвета можно назвать солнечными.
 Главный солнечный цвет – желтый. Он превращает другие цвета в теплые. Посмотри на девочку – волшебницу, которая живет в царстве Солнца.
Волшебница опускает свой желтый луч в каждый цвет, и он превращается в теплый, солнечный, радостный. 

Слайд № 8
Художественная галерея принцессы Огонька.  
Красота природы, смена времен года, а каждый из них – осень, весна, зима и лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы их называем пейзажистами.
Это А. Саврасов; И. Левитан; В. Поленов; К. Юон; И. Шишкин и многие другие.

Слайд № 9 - № 12 

Осень.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной,
Стоит над светлою поляной.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной.
И. Бунин.
Слайд №13 (зима)
А сейчас мы попадем в царство Льдинки. И оказались мы с вами в зимнем лесу.

Слайд №14 (зима)
Хороша наша русская зима! Огромное снежное покрывало покрывает все вокруг.
А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома.
Главные холодные цвета – синий и голубой. Они могут превратить все другие цвета в холодные, ледяные. 
Посмотри, какие холодные цвета бывают зимой! Их можно увидеть везде – на снегу, в воде, в небе…

Слайд № 15 (принцесса Льдинка)
В царстве Льда живет девочка – волшебница, которая «замораживает» цвета, опуская в каждый голубую и синею льдинку.

Слайд № 16 (художественная галерея льдинки) 
Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу»

Стих «Чародейкою Зимою…»
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит – 
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
                                                    (Ф. И.Тютчев)


Слайд № 17 
И. Шишкин «На север диком…»

Стих «На севере диком…»
На севере диком стоит одиноко 
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
                               (М. Ю. Лермонтов)

Слайд № 18 - № 20

Слайд № 21 (цветовой круг)

Слайд № 22


4. Подготовка к практической работе.

Слайд № 23
Задание. 
А4 (голубой цвет – зимний пейзаж; холодные цвета)
А4 (розовый цвет – осенний пейзаж; теплые цвета)
А4 (желтый цвет – весенний пейзаж) 
Использовать в своей работе нетрадиционные художественные техники (печатание, выдувание, напыление)
5. Практическая работа (звучит музыка и звуки природы)

 

6. Подведение итогов.
В конце урока дети сами оценивают работы друг у друга.
Красный цвет – «5»
Зеленый цвет –« 4»
Синий цвет – «3» 

Слайд № 24  игра «тепло - холодно»

Слайд № 25  (вопросы)
7. Окончание урока.
На следующем уроке мы с вами познакомимся с глухими и звонким цветами.

Слайд № 26

За правильный ответ Лесовичок награждает жетоном. 
Домашнее задание: найти и принести на урок репродукцию картины с холодными или теплыми цветами. 
 

 

 

Категория: ИСКУССТВО | Добавил: admin77 | Теги: Цвет как средство выражения: теплые
Просмотров: 2942 | Загрузок: 367 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]