Четверг, 02.05.2024, 22:24
Всё для презентаций
Меню сайта
Мы ВКонтакте
Категории раздела
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [22]
АСТРОНОМИЯ [2]
БИОЛОГИЯ [80]
ГЕОГРАФИЯ [25]
ЕДА, ПИТЬЕ [3]
ЗДОРОВЬЕ [33]
ИСКУССТВО [62]
ИСТОРИЯ [69]
ЛИТЕРАТУРА [90]
МАТЕМАТИКА [42]
О ПОЖАРЕ, ПОЖАРНЫХ [7]
ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК, ОТНОШЕНИЯ [34]
ПДД [4]
ПРАЗДНИКИ [58]
ПРЕДМЕТЫ, ТЕХНИКА [25]
ПРОФЕССИИ [8]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ [37]
РОДИНА, ПАТРИОТИЧНОСТЬ [21]
РУССКИЙ ЯЗЫК [52]
ТЕХНОЛОГИЯ [3]
ФИЗКУЛЬТУРА [11]
ХИМИЯ [2]
ШКОЛА, УЧИТЕЛЯ [27]
ЭКОЛОГИЯ [26]
ЯВЛЕНИЯ, ВРЕМЕНА ГОДА [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Григорий Андреевич Речкалов
[ · Скачать удаленно (4.5Мб) ]20.12.2014, 16:46

Григорий Андреевич Речкалов
Родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково, ныне посёлок Зайково Свердловской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов неполной средней школы и аэроклуб. С 1938 года в рядах Красной Армии, в 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов.
Этот блистательный воздушный боец отличался весьма противоречивым и неровным характером. Являя образец мужества, решимости и дисциплины в одном вылете, в следующем он мог отвлечься от выполнения главной задачи и столь же решительно начать преследование случайного противника. Его боевая судьба переплелась с судьбой А. И. Покрышкина; он летал с ним в группе, сменял его на должности комэска, затем на должности командира полка. Сам Александр Иванович лучшими качествами Речкалова считал прямоту и откровенность.
Несмотря на то, что медкомиссия определила у него дальтонизм, он добился права продолжить службу и в 1941 году был направлен в 55-й истребительный авиаполк в звании сержанта. Полк находился в Moлдавии и перевооружался на новые типы истребителей в течение лета. Тем не менее, эскадрилья Речкалова ещё имела на вооружении устаревшие И-153.Начало войны спасло Речкалова от списания с лётной работы: командир полка проигнорировал очередное, губительное для пилота, заключение врачей.
Свои первые боевые вылеты, на штурмовку войск противника, Речкалов сделал на И-153 - биплане с синим хвостовым номером "13". В течение 1-й недели войны он выполнил около 30 боевых вылетов на штурмовку и провёл 10 воздушных боёв.
На этой же машине он одержал свою первую победу - 27 июня 1941 года залпом реактивных снарядов сбив одного из атаковавших его Ме-109. Как и Покрышкин, позднее он говорил, что его 13-й номер "несчастливый для врага". На нём же он, правда, потерпел аварию из - за отказа мотора: оборвался шатун, и, скапотировав, Речкалов едва не погиб. После аварии он стал летать уже на И-16.Вскоре Речкалов сбил сначала польский истребитель PZL P-24 (на них летали румынские лётчики), а затем - немецкий бомбардировщик Ju-88. 26 июля в районе Дубоссар при штурмовке вражеской колонны был ранен в голову и ногу огнём с земли, привёл машину на свой аэродром и угодил в госпиталь, перенёс там 3 операции - ранение в ногу оказалось достаточно тяжёлым.
После относительного выздоровления лётчик получил направление в запасной полк, но, узнав, что тот укомплектован только самолётами У-2, решительно повернул и уехал обратно в штаб ВВС округа. Там он добился встречи с командующим и сумел вытребовать направление на переучивание в истребительный полк. Только 30 марта 1942 года, освоив Як-1 и ещё раз побывав в госпитале - трудно выходил осколок, Речкалов всеми правдами и неправдами вернулся в свой полк - 55-й ИАП, получивший к тому времени Гвардейское наименование (16-й Гвардейский ИАП). Здесь, на Южном фронте, он делает около сотни боевых вылетов, участвуя в 20 боях доводит число своих побед до 6, сбив 4 самолёта лично и 2 - в составе группы.

В декабре 1942 года полк отозвали с фронта для перевооружения на американские истребители P-39 "Аэрокобра". К весне 1943 года, получив новые машины на Северном Кавказе, полк отправился на Кубань. В первом же вылете, Речкалов и Покрышкин сбили по одному Ме-109F в воздушном бою над станицей Крымская. 15 апреля Речкалов сбил Ju-88 в бою с большой группой бомбардировщиков. На следующий день - Ме-109 около станицы Холмская и ещё 2 Ме-109 до 21 числа.
8 дней спустя 6 "Аэрокобр" кaпитана А. Покрышкина завязали бой с группой Ju-87 сопровождаемой 4 истребителями Ме-109 над линией фронта. Покрышкин атаковал бомбардировщиков, а Речкалов занялся истребителями. В итоге оба сбили по 2 самолёта противника и сорвали их атаку. "Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Вначале противник действовал нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолёт, загоревшись, несётся к земле. Но мы быстро разгадали тактику немецких лётчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолётов так называемой "этажеркой". Именно в эти дни в нашем полку родился "соколиный удар", разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным".
На Кубани Речкалов воевал на "Аэрокобрах" P-39D-1, P-39D-2, с бортовым номером "40", одержал 19 побед, трижды уничтожив по 2 самолёта в одном бою и один раз - 3. Обычно он летал ведущим пары в группе Покрышкина. 24 мая 1943 года стал Героем Советского Союза. Свой последний дубль Речкалов сделал уже под Яссами, сбив в короткой и решительной атаке 2 пикировщика Ju-87.Беспредельно храбрый лично, удалой, полный презрения к врагам, Речкалов воевал на разукрашенной "Аэрокобре", помимо стандартной окраски и элементов быстрого распознавания, несшей звёзды по числу сбитых врагов и грозные буквы РГА (инициалы лётчика) на хвостовой части фюзеляжа. Летом 1943 года во главе восьмёрки истребителей он с ходу на предельной скорости, сверху - в лоб, атаковал большую группу пикировщиков Ju-87 и лично сбил 3 из них. Его группа сбила тогда 5 "Юнкерсов" и один "Мессер".Осенью 1943 года во время знаменитой "охоты над морем", открытой Покрышкиным, Речкалову удалось сбить 3 самолёта - 2 трёхмоторных Ju-52 - бензовоза в одном вылете и итальянскую летающую лодку "Савойя".
Он с удовольствием летал на "охоту", любил забираться на большую, около 6000 метров, высоту и, пользуясь своим исключительно острым зрением, стремительно атаковать выбранную жертву. На задания ас летал с разными лётчиками. Среди них были А. Труд, Г. Голубев, В. Жердев. Он вёл бои над Азовским морем, когда весной 1944 года полк действовал в составе 4-го Украинского фронта над Крымом, участвовал в Кишинёвской кампании, которая отправила его обратно в места, где он совершил свои первые вылеты в этой войне.Он стал капитаном, заместителем командира полка с богатым боевым опытом. В июле 1944 года Борис Глинка был серьёзно ранен и Речкалов стал временно исполнять его обязанности. 1 июля 1944 года его наградили второй медалью "Золотая Звезда", за 48 личных и 6 групповых побед, одержанных им в 415 боевых вылетах и 112 воздушных боях (по данным на июнь 1944 года).
Поистине классическим можно назвать воздушный бой, проведённый нашими асами 16 июля 1944 года. Во всём блеске проявились в нём боевые качества советских командиров и рядовых лётчиков. 12 самолётов 16-го Гвардейского полка под командованием Г. А. Речкалова в районе Сушно прикрывали от воздушных налётов наземные войска, находившиеся в исходном положении для атаки. Истребители ударной группы барражировали на высоте 2000 метров. Над ними с превышением 400 - 500 метров ходила группа прикрытия во главе с ведущим - Гвардии подполковником А. И. Покрышкиным. А самый верхний ярус занимала группа поддержки под командованием Героя Советского Союза Гвардии старшего лейтенанта А. Труда. Вскоре было замечено, что курсом на восток движется большая группа вражеских машин. В ней насчитывалось более 30 Ju-87 и Hs-129 и 8 FW-190. Увидев наши самолёты, противник перестроился в колонну по одному, замкнув круг для обороны, и начал беспорядочно бросать бомбы. Истребители Речкалова и Покрышкина устремились в атаку на бомбардировщиков, а Труд связал боем истребителей. Закрутилась гигантская карусель. Своей четвёркой Покрышкин нанёс удар с внутренней стороны круга и с первой же атаки сбил Hs-129. Четвёртой атакой ему удалось поджечь Ju-87. Снизу и сзади в атаку бросился Речкалов со своими ведомыми. Он первым свалил на землю вражеского бомбардировщика. Такая же участь от метких очередей Вахненко, Клубова и Иванова постигла ещё 3-х "Юнкерсов". На выходе из четвёртой атаки Клубов удвоил свой счёт. Таким образом, на землю упало 9 сбитых вражеских самолётов.
Вскоре полк переместился на 1-й Украинский фронт и принял участие в Львовско - Сандомирской операции. Затем действовал над Польшей, над Вислой и Одером. Последние бои Речкалов провёл над Берлином в апреле 1945 года. К концу войны он стал самым результативным лётчиком летающим на "Аэрокобре" (44 победы).
Звёздочки, обозначавшие воздушные победы, наносились слева на носу самолёта, причем расположены были точно так же, как и на предыдущей машине. Подкрыльевые пулемёты были сняты. Красные верхушки вертикального оперения и кок - отличительный знак 16-го Гвардейского ИАП. Отличительной чертой Речкалова было то, что он быстро улавливал идею каждого боя и как бы не складывалась обстановка в воздухе, почти всегда доводил до конца начатую схватку, добиваясь победы. Его умение взаимодействовать с другими группами, позволяло уверенно вести бои с численно превосходящими силами противника. Через много лет после окончания войны у Гpигоpия  Речкалова как-то спросили, что он больше всего ценил в "Аэpокобpе", на которой одержал столько побед: скорость, мощь огневого залпа, обзор из кабины, надёжность мотора? Речкалов ответил, что, конечно, все перечисленные достоинства машины - очень важны. Hо главное всё - таки... было радио. Hа этой машине была отличная, редкая по тем временам радиосвязь. Благодаря ей пилоты в группе pазговаpивали между собой, как по телефону. Кто что увидел - сразу все знают. Поэтому никаких неожиданностей, в боевых вылетах, у них не бывало. В. П. Цветков.
"...Аэродром внезапно атаковала восьмёрка FW-190. Группа выскочила в разрыв облачности и сбросила кассетные осколочные бомбы. По радио на противника сразу же была наведена пара истребителей. Она как раз совершала тренировочный полёт. Лётчики успели догнать уходящую вражескую группу и подбили один "Фоккер".
Вот ведь как бывает. Приобрел лётчик боевой опыт, освоил технику, научился вести воздушный бой - дерётся уверенно, на счету не один десяток сбитых вражеских машин. Отмечен за это высокими наградами. А командирские качества невысокие, как руководитель - слаб. По видимому, чтобы выковать, воспитать в себе эти качества мало быть только храбрым и умелым воздушным бойцом. Надо развивать ответственность перед подчинёнными, строго спрашивать и быть требовательным в первую очередь к самому себе".Несмотря на всё это, боевые вылеты Григорий Речкалов продолжал выполнять до конца войны. Он закончил её с 56 личными и 6 групповыми победами, одержанными в 450 успешных боевых вылетах и 122 воздушных боях   
Наверное, ни у одного другого советского аса на личном счету нет такого разнообразия типов официально сбитых самолётов врага, как у Г. А. Речкалова. Здесь и бомбардировщики Hе-111 и Ju-88, и самолёты штурмовой авиации Ju-87 и Hs-129, и разведчики Hs-126 и FW-189, и истребители Ме-110, Ме-109, FW-190, и транспортники Ju-52, и даже относительно редкие трофеи - итальянская "Савойя" и польский PZL-24.
После войны Григорий Андреевич ещё долго оставался на службе в ВВС, окончил Военно - Воздушную академию. В 1959 году 39-летний Генерал - майор авиации Г. А. Речкалов был уволен в запас. Жил и работал в Москве.

Литвинова Марина Юрьевна

учитель географии, биологии МБОУ СОШ№6

г. Сухой Лог Свердловской области ВКК

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin77 | Теги: Григорий Андреевич Речкалов
Просмотров: 2606 | Загрузок: 669 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2024