Четверг, 25.04.2024, 01:57
Всё для презентаций
Меню сайта
Мы ВКонтакте
Категории раздела
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [22]
АСТРОНОМИЯ [2]
БИОЛОГИЯ [80]
ГЕОГРАФИЯ [25]
ЕДА, ПИТЬЕ [3]
ЗДОРОВЬЕ [33]
ИСКУССТВО [62]
ИСТОРИЯ [69]
ЛИТЕРАТУРА [90]
МАТЕМАТИКА [42]
О ПОЖАРЕ, ПОЖАРНЫХ [7]
ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК, ОТНОШЕНИЯ [34]
ПДД [4]
ПРАЗДНИКИ [58]
ПРЕДМЕТЫ, ТЕХНИКА [25]
ПРОФЕССИИ [8]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ [37]
РОДИНА, ПАТРИОТИЧНОСТЬ [21]
РУССКИЙ ЯЗЫК [52]
ТЕХНОЛОГИЯ [3]
ФИЗКУЛЬТУРА [11]
ХИМИЯ [2]
ШКОЛА, УЧИТЕЛЯ [27]
ЭКОЛОГИЯ [26]
ЯВЛЕНИЯ, ВРЕМЕНА ГОДА [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Первая морская победа римлян
[ Скачать с сервера (3.02 Mb) ]06.05.2016, 15:54

Милы: первая морская победа над Карфагеном

Соперничество греков, карфагенян, римлян. После окончания войны с Пирром, который был врагом и римлян, и карфагенян, Рим и Карфаген, недавние союзники, вскоре вступили в смертельную борьбу друг с другом. Она продолжалась более 120 лет и закончилась гибелью Карфагена. Первая война римлян и карфагенян разразилась из-за Сицилии. Она с давних пор была поделена на сферы влияния между греками и финикийцами: восточное его побережье принадлежало грекам, западное – карфагенянам; местные племена были оттеснены иноземными пришельцами в глубину острова. Неоднократные попытки греков отобрать у карфагенян их часть острова неизменно заканчивались провалом: те удерживали в своих руках мощные морские крепости и, опираясь на них, переходили в контрнаступление. Исключения не составила и война карфагенян с Пирром: царь сумел завоевать почти всю карфагенскую половину Сицилии, но затем и он потерпел неудачу и был вынужден покинуть остров, чтобы в последний раз скрестить при Беневенте оружие с римлянами.

Римляне пробуют силы. Борьба греков и карфагенян продолжалась с переменным успехом несколько веков, пока на острове не появилась новая сила – римляне. Захват ими важного портового города Мессаны, куда уже был введен карфагенский гарнизон, означал фактическое начало военных действий: Мессанский конфликт перерос в Первую пуническую войну (264–241 гг. до н.э.). Римляне, которым из-за ротозейства морского командования противника удалось переправить на остров сухопутную армию, легко одолели карфагенян в полевых сражениях и заставили перейти на свою сторону их союзника, сиракузского царя Гиерона. Карфагеняне были заперты в своих крепостях. Но дальше римляне убедились в том, в чем много раз убеждались их предшественники, включая Пирра: карфагенян было так же легко разбить на поле боя, как и трудно победить окончательно.

Совершая вылазки из своих крепостей и не рискуя вступать в крупные сухопутные сражения, они перенесли центр тяжести войны на море. Карфагенский флот держал в покорности прибрежные города Сицилии, высаживал десанты на побережье Италии и перехватывал шедшие в италийские порты торговые корабли. Рим смог оценить справедливость слов карфагенских послов, которые перед войной, советуя не доводить дело до разрыва, предупреждали, что без их разрешения римляне не смогут даже руки вымыть в море.

Морская мощь Карфагена. Римскому правительству стало ясно, что необходимо строить крупный флот, иначе борьба Рима и Карфагена так и будет напоминать поединок слона с китом, каждый из которых силен в своей стихии. Неверно представлять дело так, будто прежде римляне были совершенно незнакомы с морским делом. Они вели активную морскую торговлю, имели и какое-то количество военных кораблей.

Однако при необходимости римляне предпочитали обходиться эскадрами своих "морских союзников", греческих городов юга Италии; и бороться с карфагенянами, подлинными владыками морей, в их родной стихии, были не в состоянии. Небольшие (не крупнее триеры) корабли римлян и их союзников не шли ни в какое сравнение с мощным флотом Карфагена, моряки которого накопили за несколько веков огромный опыт ведения боевых действий и превосходно владели как стратегией, так и тактикой морской войны. Поэтому неудивительно, что для строительства пригодного для войны флота им пришлось воспользоваться трофейной карфагенской пентерой, которая очень кстати для римлян села на мель и была захвачена ими.

Римляне строят флот. Римляне энергично взялись за создание флота, который мог бы соперничать с карфагенским, и решили эту необычайно трудную задачу всего за год. Пока (по необходимости из сырого, невыдержанного дерева) строились корабли, по всей Италии и в Риме набирались экипажи для них.

Так как опытных гребцов почти не было, на суше пришлось проводить тренировки для того, чтобы не терять время после спуска судов на воду. Делалось это так: в землю на определенном расстоянии друг от друга вкапывались скамьи для гребцов, по обе стороны от которых укреплялись уключины с веслами. Будущие гребцы садились на скамьи, брались за весла и учились по команде одновременно работать ими. Таким образом, когда весной 260 г. до н.э. на воду было спущено 100 квинкверем и 20 трирем, они были в состоянии выйти в море. Морскими офицерами и матросами на них стали главным образом греки из союзных городов, но большинство гребцов (а всего их требовалось 30 тысяч человек) набрали из италийских крестьян и римской городской бедноты, прошедших обучение на суше.

Абордажный мостик римлян. Молодой римский флот, разумеется, ни по численности, ни по скоростным качествам и маневренности не мог сравниться с карфагенским, который насчитывал не менее 500 боевых кораблей. Однако кому-то из римлян пришла в голову счастливая мысль сделать так, чтобы превратить морской бой в подобие сухопутного. Был изобретен абордажный мостик, который солдатское остроумие прозвало "вороном". В походном положении он прикреплялся верхним концом к небольшой дополнительной мачте, а при абордаже опускался на канатах так, что крючья, которыми был снабжен верхний конец мостика, намертво впивались в палубу или борт вражеского корабля. Вслед за тем по "ворону" на чужой корабль перебегали легионеры и начиналась рукопашная схватка, в которой римская пехота не знала себе равных…

Первая римская эскадра в плену. Первый выход римлян в море оказался, однако, неудачным. Один из консулов 260 г. до н.э., Гней Корнелий Сципион, отправился в Мессану с эскадрой в 17 кораблей, которые были снаряжены первыми. По пути он решил захватить бывший в руках карфагенян остров Липару, находящийся рядом с Сицилией. Римская эскадра вошла в гавань Липары и стала на якорь. Однако вовремя подоспевшие карфагенские корабли перекрыли вход в гавань, так что римлянам вместе с консулом оставалось только сдаться, что они и сделали. Затем карфагеняне отправили захваченные корабли и всех пленных вместе с консулом в Карфаген.

Римский флот идет против карфагенян. Но главные силы римского флота по окончании всех приготовлений отправились по тому же маршруту, который оказался роковым для его авангарда. По пути на юг вдоль берега Италии римские корабли встретились с более слабой карфагенской эскадрой и без труда разгромили ее, что подняло моральный дух римских моряков. Затем флот благополучно прибыл в гавань Мессаны, где командование над ним принял второй консул Гай Дуилий. Вскоре римляне вновь вышли в море.

Когда карфагенские сигнальные посты в Панорме (современный Палермо) заметили в море римские корабли, они дали знать карфагенскому адмиралу, некоему Ганнибалу, и навстречу римлянам вышли 130 карфагенских пентер. Первое серьезное испытание, которое пришлось выдержать новому римскому флоту, состоялось около мыса Милы у северного побережья Сицилии.

Битва. Карфагенский флот, не говоря уже о его качественном превосходстве, численно превосходил римский. Поэтому карфагеняне, видя в тихоходных и неповоротливых кораблях противника легкую добычу, устремились на них врассыпную, считая слишком большой честью выстраивать боевую линию ради такого врага. Когда карфагеняне приблизились к римским кораблям, они с недоумением увидели на них никогда ранее не виданные приспособления – поднятые "вороны". Долго удивляться не было времени – начался бой.

И здесь карфагенянам пришлось пережить настоящее потрясение: римляне смело пошли на абордаж, не давая противнику возможности маневрировать; как только корабли сталкивались бортами, "вороны" с грохотом падали, сцепляя оба судна между собой. Таившиеся до того в укрытии на палубе легионеры (до 120 человек на каждом судне) перебегали на карфагенский корабль и в скоротечной схватке овладевали им – у карфагенян из 300 человек экипажа пентеры было не более 30 морских пехотинцев. "Часть карфагенян была истреблена, другие в ужасе сдавались неприятелю сами, ибо морская битва обратилась в подобие сухопутной".

Карфагеняне пытались не допустить абордажа, заходя с борта или с кормы вражеских кораблей, однако напрасно, т.к. "орудия поворачивались во все стороны и направлялись на них отовсюду, так что приближающиеся корабли непременно сцеплялись с римскими, пока наконец карфагеняне, устрашенные необычайным способом битвы, не бежали, потеряв пятьдесят кораблей" (Полибий).

Значение сражения. Таким образом римляне совершили настоящий переворот в ведении морской войны и благодаря этому отобрали у карфагенян господство на море. Хотя война тянулась еще 20 лет, в сущности, победа Рима после сражения при Милах была только вопросом времени.

Почести победителям. В честь первой морской победы римлян в центре Рима была воздвигнута мраморная колонна, украшенная таранами захваченных карфагенских кораблей. В надписи на колонне сообщается о количестве захваченных и потопленных судов, о сданном в римскую казну трофейном золоте и серебре. Гай Дуилий был удостоен по постановлению сената неслыханной почести: его должны были в общественных местах сопровождать два флейтиста и факелоносец, чтобы все видели: идет человек, сокрушивший господство карфагенян на море.

Римляне становятся полными хозяевами Средиземноморья. За первой войной против карфагенцев последовала вторая, и только через 100 лет после битвы при Милах в 146 г. до н.э. пал и был уничтожен Карфаген. В том же году римляне подавили восстание против них в Греции и стерли с лица земли древний Коринф. Эти события означали, что Рим окончательно стал хозяином Средиземноморья, и горе было тому, кто посмел бы противиться его воле.

 

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: admin77 | Теги: Первая морская победа римлян
Просмотров: 6023 | Загрузок: 152 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2024