Четверг, 28.03.2024, 19:35
Всё для презентаций
Меню сайта
Мы ВКонтакте
Категории раздела
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК [22]
АСТРОНОМИЯ [2]
БИОЛОГИЯ [80]
ГЕОГРАФИЯ [25]
ЕДА, ПИТЬЕ [3]
ЗДОРОВЬЕ [33]
ИСКУССТВО [62]
ИСТОРИЯ [69]
ЛИТЕРАТУРА [90]
МАТЕМАТИКА [42]
О ПОЖАРЕ, ПОЖАРНЫХ [7]
ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК, ОТНОШЕНИЯ [34]
ПДД [4]
ПРАЗДНИКИ [58]
ПРЕДМЕТЫ, ТЕХНИКА [25]
ПРОФЕССИИ [8]
РАЗВИТИЕ РЕЧИ [37]
РОДИНА, ПАТРИОТИЧНОСТЬ [21]
РУССКИЙ ЯЗЫК [52]
ТЕХНОЛОГИЯ [3]
ФИЗКУЛЬТУРА [11]
ХИМИЯ [2]
ШКОЛА, УЧИТЕЛЯ [27]
ЭКОЛОГИЯ [26]
ЯВЛЕНИЯ, ВРЕМЕНА ГОДА [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Учим рассказывать по картине
[ Скачать с сервера (2.76 Mb) ]06.05.2016, 16:04

 2 слайд  Введение

Большая радость, которую доставляют ребенку, начинания со второго года, картинки, доказывает, что наряду с сенсорно-моторным способом восприятия у него проявляются уже начатки функций высшей формы – чисто созерцательной. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях – основная цель при занятиях с детьми дошкольного возраста. Занятиям с детьми по картинкам принадлежит методике развития речи детей первенствующее место. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картинку, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.). Коротко можно определить только основные значения. Картины, рисунки, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям применяют в образовательном процессе как средство умственного (ознакомление с окружающей средой, развитие воображения, восприятия, внимания, мышления, речи, формирование интеллектуальных способностей, сенсорное развитие), эстетического (развитие художественно- эстетического восприятия, формирование эмоциональной чувствительности, обогащение эмоционально-чувственной сферы) и речевого воспитания (развитие художественно-коммуникативных способностей, стимулирования инициативы выражения, овладения различных типов связной речи).

 

3-5 слайд При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сюжетным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей. Содержание картин постепенно усложняется: Детям дошкольникам от одного до трех лет, мы предлагаем картины с изображением одного хорошо им известного предмета (собаки, кошки, яблока и т.п.). Трехлеткам можно предложить два – три предмета в логическом соотношении. Для детей 6-7 лет на картинах могут быть представлены сложные ситуации. Для них картины являются не только средством для закрепления представлений о знакомых предметах и явлениях, но и для ознакомления с новыми, добытыми путем жизненных наблюдений.

Ведя с детьми занятия по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями.

- Картина должна быть графически грамотной и не одной из своих деталей не искажать действительности.

- Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.

- Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребенок проявляет интерес и внимание.

- Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано.

- Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.

- Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном пользовании воспитателем и детьми речевого общения.

Картина, показывается детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная палочка (Указка). Показывать пальцем не дозволяется.

Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.

Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не надоедать одними и теми же впечатлениями и образцами – одно из педагогически правил. Надо стремиться, чтобы рассматриваемые картины способствовали развитию в детях эстетического чувства.

6 слайд Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы. Помимо картин, назначенных для вывешивания на стене, дожжен быть подбор картин, классифицированных по темам, назначение которых – служить материалом для проведения определенных методических занятий. Для этих целей могут служить открытки, картинки, вырезанные из пришедших в негодность книжек, журналов, даже газет, и наклеенные на картон, монтированные из частей плакатов. Воспитатели, владеющие графической грамотностью, могут простенькие, несложные картинки рисовать сами.

Ученые определяют ряд факторов, влияющих на глубину и адекватность восприятия детьми картин:

  • уровень художественно-эстетического восприятия ребенка,
  •  его жизненный и художественный опыт,
  •  доступные для понимания содержание и тематика картины,
  •  правильно организованный процесс рассматривания картины.

Методика проведения занятий по обучению детей рассказыванию по картинкам

В методике развития речи обучения рассказыванию по картинам (описание и повествование) разработано в достаточной степени детально. Здесь методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е.И. Плехеевой, Е.А. Флериной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, М.М. Кониной и другими. Все они подчеркивали большое значение картинки как для общего развития детей, так и для развития их речи.

7 слайд Для методики обучения рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия и понимания картин детьми. Уже в младшей группе ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым. Успех этого вида работы во многом определяется от умения воспитателя заинтересовать ребенка. В  этом возрасте ограниченное время занятия, возрастные особенности физического и психического развития детей не позволяют проводить вступительную беседу, кстати, в ней нет необходимости еще и потому, что обычно содержание картин для самых  младших оказывается очень простым. Достаточно обратиться к собственному опыту детей, связанному с содержанием картины, например: «Вам нравится строить из кубиков? Как часто вы строите? «Или» Помните, мы собирали осенние листики на площадке?», или« Вы держали в руках маленьких котят? ». Соответствующие ассоциации помогут детям более адекватно воспринять картину.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Вопросы детям – ведущий и основной прием при рассматривании картины. Они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов, помогают  уяснить взаимосвязь отдельных деталей, понять общий смысл картины, способствуют целенаправленному описанию предметов и явлений.

Вопросы можно разделить на группы:

- вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода на основе имеющегося у ребенка опыта.

- вопросы, требующие ответа-предложения, выходящие за пределы изображенного.(Например: «Интересно, чем кормят маленьких цыплят?»

. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы, детям предлагается поставить себя на место ребенка, который нарисован, дать имя персонажу. Усложненный вид рассматривания – беседа по картине. Он отличается от предыдущего занятия большей целенаправленностью, систематичностью вопросов, последовательностью рассматривания и обязательным участием все детей.В процессе рассматривания активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

Уместным будет также использование загадки о главном персонаже картины, припоминание небольших, желательно знакомых детям стихотворений, соответствующих содержанию картины.

8 слайд  В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения остается прежней - учить детей описывать изображенное на картине. В среднем дошкольном возрасте картины по содержанию становятся сложнее, следовательно, цель вводной беседы — актуализация приобретенных детьми знаний, нужных для обсуждения картины. Обращение к собственному и коллективному опыту детей, решения проблемной ситуации, близкой к отраженной на картине, лексико-грамматические упражнения на подбор слов определенного лексического поля, — эти и другие методические приемы подготовят детей к восприятию и пониманию картины.

По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.) Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков. Педагог выслушивает ответы детей, что-то уточняет, чему-то удивляется, и, получив достаточную информацию, обобщает сказанное или поручает сделать это кому-нибудь из ребят.

 Надо иметь в виду, что непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного, поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.

Готовясь к занятию по обучению рассказыванию по картине воспитатель должен предварительно составить небольшой рассказ (10 -13 предложений).

9 слайд  В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно, понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т. д. Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т.д., т.е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
Одно из центральных мест в структуре занятия занимает беседа по картине, что происходит после ее молчаливого рассмотрения детьми. Как уже отмечалось, вопрос является главным методическим приемом в обучении детей рассмотрения картины. Основную группу вопросов, которую педагог готовит заранее, должны составлять вопросы об общем содержании, характере картины, а также касающиеся описания действий главных персонажей картины, и вопросы, направленные на анализ эмоционального состояния, средств выражения экспрессии, на эстетическую оценку изображенного .
Часть здесь составляют репродуктивные вопросы, так сказать констатирующего характера.

Нередко педагоги не задумываются над тем, побуждают поставленные вопросы ребенка к развернутому (причем не искусственному , а естественному) ответу, к связной речи в форме логических суждений. Так, шаблонные вопросы «Что вы видите на картине?» Или «Что изображено на картине?» Требуют от ребенка короткого однословного ответа или перечисления отдельных элементов. Разум ребенка в процессе такого ответа «спит». Следовательно, нет смысла ждать от него и активных речевых действий.

Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное.В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий — он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

Уместнее проблемные вопросы, требующие от ребенка поиска ответа на самой картине, аналитических действий, которые находят выход в самостоятельно составленном малышом суждении. Проиллюстрирую сказанное описанием типовой ситуации. Педагог демонстрирует детям картину «Зимние развлечения», спрашивает: «Какое время года изображено на картине?». Такой же шаблонный ответ: «Зима», или искусственное, тоже шаблонное: «На картине изображено время года зима» (так научили отвечать расширенно воспитатели). Никакой интеллектуальной и речевой активности, ведь очевидные хорошо известные признаки зимы (снег, санки, лыжи, катки). Ребенок просто это констатирует. А если заменить вопрос, переформулировать его, мы заставим его вглядеться в картину, находя на ней не шаблонную, всем заранее известную, а собственный ответ, выявить наблюдательность, внимательность, умение мыслить. Причем это не обязательно может быть вопрос, например: «Как художник на картине показывает, что день не очень холодный, приятный?», А утверждение-провокация: «Я считаю, что накануне была сильная метель. Вы поняли, как я об этом догадалась? ». Для ответа на этот вопрос, мало сказать о снеге, надо еще и найти следы прошлой непогоды. Вопрос: «Как вы считаете, на картине выходной или будний день? Объясните, как вы это поняли », — также требует от детей активных аналитических действий, а воспитатель помогает сформулировать им самостоятельные высказывания:« я считаю, что …», «потому что …»,« если бы это был выходной, тогда бы …». Развернутый ответ становится естественным результатом интеллектуально-речевой активности: ребенок мыслит и высказывает свое мнение нешаблонно, потому что это его собственное мнение, для формулировки которого он добирал  языковые средства сам или с помощью педагога.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам (в большинстве случаев картины рассматривали на занятиях в средней группе). Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета.

Воспитатель предлагает вниманию начальную фразу или фразы будущего рассказа. Начинается рассматривание картины.( У ежат много дел. Они разбежались по полянке. Расскажите об этом….. Беседа о красоте поляны.) педагог завершает рассматривание картины заключительной фразой, передающей его отношение к картине: « Хорошо ежатам на лесной полянке в этот летный вечер.»). При такой организации работы дети рассказывают без повторов и пропусков, т.к. воспитатель ненавязчиво подсказал им план, состоящий всего из трех пунктов.

При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней. В структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию.

10 слайд В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

11 слайд Памятка педагогу по работе над составлением рассказа по картине

  • В рассказе должно быть отражено настоящее (представленное) на картине. Предщестующее и последующее – в логическом  взаимоотнощении.
  • Картина, намеченная для работы должна быть вывещена заблаговременно.
  • Картина должна соответствовать графическим и эстетическим нормам.
  • Содержание картины должно соответствовать уровню развития детей. (возрасту).
  • При работе с картиной следует четко определить главное и второстепенное.
  • При планировании и проведении работы рекомендуется использовать весь потенциал картины (познавательный, нравственный, эмоциональный).
  • Образец рассказа и требования должны соответствовать возрасту детей.
  • Работу по составлению рассказа надо начинать с подготовки (уточнение знаний, словарного запаса)
  • Не следует применять составление рассказа детьми, как заучивание образца рассказа педагога.
  • Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания делаются по окончании ответа.
  • Опрос детей следует проводить с учетом индивидуальных особенностей.

 

12-16 слайд  В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картины и составлять коллективные рассказы.

Педагог предлагает вниманию детей картину (по программе). Спрашивает о чем эта картина, как ее можно назвать. При этом напоминает, что название картины должно отражать ее содержание и должно быть по возможность кратким. Воспитатель заслушивает ответы детей и предлагает им выбрать самое удачное название. (При затруднении может предложить свой вариант). Предлагает придумать вступительную фразу (при необходимости так же помогает). Предлагает составить план рассказа. Оценивает варианты. (3 – 4 ответа).  Воспитатель напоминает, что в рассказе можно избежать повторов и ненужных слов, таких как « потом», «а еще», «и вот».Предлагает кому-нибудь из детей составить рассказ по картине.

По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала. Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию.

Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.

 

Вывод

Таким образом, при формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность.

Список используемой литературы

 

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие. – М.: 1997. - 400с.

2.Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: 1993. – 271с.

3.Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. Развитие связной речи. – М.: Издательство ГНОМ и Д», 2006. – 128с.(Практическая логопедия).

4. Семинары-практикумы для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Татаринова И.А. с.47 – 52./ Научно-методический журнал «Логопед», №3, 2007.

5.Сокин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях: Сб. науч. трудов – М., 1988. – с.37-45.

6.Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: А вторир. дисс. д-ра пед. Наук. –М., 1996. – 40с.

7.Эльконин Д.Б. Развитие речи и обучение чтению // Избр. психол. труды. – М., 1989. – с.362-405.

8.Ядэшко В.И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. – М.: 1966. – 96с.

Категория: РАЗВИТИЕ РЕЧИ | Добавил: admin77 | Теги: Учим рассказывать по картине
Просмотров: 2956 | Загрузок: 147 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Полезные ссылки
Copyright MyCorp © 2024