Развитие коммуникативных универсальных учебных действий как средство сотрудничества и кооперации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №68» г. Кирова
«Развитие коммуникативных универсальных учебных действий как средство сотрудничества и кооперации»
Опыт работы учителя начальных классов Ситниковой С.Е.
Киров 2015г. Век динамических изменений устанавливает свои приоритеты, и основной целью уроков 21 века становится - научить ребенка учиться. Неслучайно одним из главных требований к результатам обучения в ФГОС начального общего образования является формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Важнейшей составляющей коммуникативных универсальных учебных действий являются умения школьников работать в сотрудничестве, в кооперации: уметь договариваться, и приходить к общему решению в совместной работе; при этом учитывать разные мнения, в том числе и свои собственные; объединять усилия для решения различных учебных задач более эффективно, чем в одиночку. Трудно не согласиться с требованиями стандарта. Какими бы знаниями ни обладал человек, если он не умеет договариваться, не умеет работать в команде – ему намного труднее добиться результатов в работе. Навыки работы в группе очень важны для достижения успеха в жизни. Новые образовательные стандарты предполагают работу в парах и группах. Во всех учебниках есть задания для парной и групповой работы. Ранее, работая с предыдущими классами, организуя работу в парах, в группах я столкнулась с рядом проблем, а именно: - многие учащиеся отказывались от участия в групповой работе; - не все участвовали в выполнении группового задания, «прятались за спины товарищей»; - на выполнение задания тратили много времени; - ребята работали очень шумно; Все эти проблемы я отметила для себя и стала искать пути решения, технологии, которыми сегодня поделюсь, получив результат. В сентябре провела входную диагностику «Рукавички» (Г.А. Цукерман,). Результаты получились неутешительными. Предложила ребятам разбиться на группы по желанию, но они этого сделать не смогли. Образовались случайные группы: в них объединились ученики, сидящие рядом. Но и в них работа не клеилась. Перешли к работе парами. Прежде чем предложить совместно выполнить учебное задание, я стала демонстрировать образец общения в паре «учитель - ученик». С одним из учеников мы вставали перед доской и выполняли задание по очереди: задавали вопросы, отвечали, составляли схемы, объясняя вслух, проверяли правильность выполнения заданий. Во время демонстрации всегда обращала внимание ребят на то, как надо действовать при выполнении заданий: что говорить, куда смотреть, как сидеть, как слушать. Затем предлагала подобную работу в паре «ученик - ученик», наблюдая за действиями учащихся, поправляя, если необходимо. На следующем этапе, начали проводить рефлексивный анализ. Пара, которая закончила работу первой подробно рассказывала, как она выполняла задание. Остальных просила подумать, почему эти ребята смогли закончить работу первыми? Такой разбор помог справиться с проблемой перерасхода времени на выполнение задания. Наблюдая за ребятами, увидела, что некоторые проявляют откровенное нежелание работать вместе, сообща, перешла к следующему шагу. Познакомила детей с различными способами решения спорных ситуаций и рассказала «Сказку про гномиков». В сказке гномики постоянно спорили между собой: что будут есть на завтрак кашу или омлет, кто будет умываться первым, какой колпачок нарядней желтый или синий, на чем сегодня добираться – на автобусе или на трамвае, в какую игру поиграть «В кошки – мышки» или «В рыбаки и рыбки», кому быть кошкой. В итоге гномики поняли, что есть много способов договориться и не ссориться. Каждый спор обсуждали с учащимися, искали выход из сложившейся ситуации. Я записывала мнения ребят на доске. У нас получился целый перечень «Способов договориться и не поссориться»: - установить очередность или бросить жребий; - уметь уступить или выбрать что-то другое, чтоб никому не было обидно; - найти способ проверить – кто прав; - проголосовать; - не спорить, каждому остаться при своем мнении; После прочтения сказки и определения способов того, как договориться, чтобы никому не было обидно, чтобы не ссориться, я предложила ребятам раскрасить в паре мячик и подарить гномикам. Ребята с удовольствием выполняли эту работу и у них получились прекрасные мячики. Далее на уроках математики предлагала раскрасить бордюры точно также, как у соседа по парте, повторяя ритм. На уроках обучения грамоте читали тексты по ролям, договорившись, кто первый, а кто второй. Иногда вновь демонстрировала работу в паре «учитель - ученик», стараясь еще раз напомнить ребятам правила парной работы. В начале третьей четверти я начала практиковать работу в группах. Объединить детей в группы из двух пар намного легче, чем заново создавать группу. Зная учебные возможности каждого учащегося, я распределила их в группы так, чтобы в каждой группе были и сильные, и слабые, и средние ученики. Помог мне в этом прием «Комплектование групп по рейтингу», описанный А. Ю. Уваровым. Суть приема в том, что нужно составить список класса не по алфавиту, а по рейтингу успешности учеников. Затем в каждую группу из этого списка выбираю ученика из группы лидеров, одного из группы в конце списка и двух из середины. Получилось 1-ый, 19-ый, 6-ой, 14-ый; 2-ой, 18-ый, 7-ой, 13-ый. Самая ярко выраженная проблема на этапе работы в группах – это шум в классе. Чтобы справиться с ней, в конце урока анализируем ситуацию: - Что нам мешало сегодня работать? - Шум. - Все громко разговаривали, ничего не слышно. - Как будем исправлять ситуацию? Вместе с ребятами придумали правила работы в группе: 1. Объединяемся в группы быстро и спокойно. 2. Распределяем очередность выступления в группе. 3. Регулируем свой уровень голоса. 4. Говорит всегда кто-то один. Он – король. 5. Закончил работу – подними руку. Выполнить третье правило хорошо помогает упражнение «4 уровня голоса». Это упражнение – тренинг, которое мы повторяем несколько раз на разных уроках. Но сначала выясняем, что на уроке можно говорить на четырех разных уровнях голоса: 1 уровень – для себя; 2 уровень – для соседа; 3 уровень – для группы; 4 уровень – для класса. Затем хором произносим какую-либо фразу на разных уровнях голоса: сначала по порядку – на 1, 2, 3, 4. наоборот по убывающей, потом – вразбивку. Этот прием дает быстрый результат. Стоит только сказать: «Говорим на втором уровне голоса!» - и восстанавливается второй уровень рабочего шума, который не мешает работать остальным. При организации групповой работы так же, как и при парной, обязательно прошу группу, завершившую работу первой, рассказать, как они договорились, что говорил каждый, как они пришли к общему мнению. Следующая проблема – это пассивность отдельных учеников во время групповой работы. Инициативу берут в руки сильные ученики – лидеры, а скромные или ленивые остаются в стороне, просто отсиживаются. В начале декабря мы с ребятами решили распределять роли в группе. В каждой группе появились мудрец, хранитель времени и тишины, секретарь и завхоз. Мудрец руководит работой группы, оценивает правильность выполнения заданий всей группой и каждым в отдельности, поправляет, дает советы. Хранитель времени и тишины следит за тем, чтобы задание было выполнено в срок и чтобы все в группе говорили на нужном уровне голоса. Секретарь записывает, зарисовывает предложения членов группы, оформляет результаты на бумаге. Завхоз на перемене обеспечивает группу необходимыми материалами: фломастеры, карандаши, листы бумаги, ножницы и следит за их сохранностью. Чтобы войти в роль я предложила ребятам каждой группы придумать название, девиз, рассказать чем любят заниматься, о чем могут рассказать другим группам. Завхозы приготовили листочки, цветные карандаши, ручки. Мудрецы спрашивали мнения каждого участника группы - руководили процессом. Хранители времени и тишины следили за тем, чтобы выполнить работу в срок и на нужном уровне голоса. И напоминали ребятам о том, что в группе говорит всегда кто-то один, остальные слушают. Секретарь записывал и зарисовывал. То есть, каждый в группе выполнял какую – то обязанность и был заинтересован в выполнении своего задания. Теперь аналогичную работу проводим и на уроках. Результаты: 1.Работая в парах и группах с начала учебного года ребята осознали, что можно работать сообща, вместе, помогая друг другу. Выполнять задания так, чтобы не подвести своих товарищей. Радоваться своим успехам и успехам других. 2.Имею апробированный алгоритм работы, который дал результат. Подводя итоги работы в 1 классе по формированию коммуникативных учебных действий я заполнила таблицу «Проблемы организации парной и групповой работы первоклассников и пути их решения».
Проблемы Пути решения Неготовность (нежелание, неумение) ребят работать в группе 1. Организация работы в парах. 2. Демонстрация образа общения в паре (учитель-ученик). 3. Демонстрация образа общения в паре (ученик-ученик). 4. Коллективный анализ работы успешной пары. 5. Преимущества слаженной работы в паре Большие затраты времени на выполнение заданий в парах или группах 1. Обсуждение работы пары или группы: почему так получилось? 2. Демонстрация образа общения в паре (учитель-ученик). Демонстрация образа общения в паре (ученик-ученик). Высокий уровень шума Упражнение - тренинг «4 уровня голоса» Пассивность или уклонение от работы в группе отдельных учеников Распределение ролей
Еще в начале, приступая к орга¬низации учебного сотрудничества, я за¬думалась: может ли учитель оценить ра¬боту группы и отдельных учащихся при выполнении ими коллективных заданий и насколько это будет объективно? Стало ясно, что без помощи самих учеников в этом деле не обойтись. Завела с детьми разговор о том, что такое группа, какова ее цель, нужно ли оценивать работу группы и по каким кри¬териям. Чтобы дети понимали, что значит «уметь сотрудничать», что требуется от каждого из них во время групповой рабо¬ты, я использовала «Анкету для самооцен¬ки работы группы», разработанную А.Ю. Уваровым. Вопросы этой анкеты можно дополнять или заме¬нять на другие с учетом проблем, которые возникают при организации групповой работы в каждом конкретном классе. В результате проведенной работы дети пришли к выводу, что группа нужна для взаимопомощи и поддержки, для объ¬единения усилий при выполнении слож¬ных заданий. Договорились, что хорошая группа — это дружная и активная группа. Было решено оценивать работу групп по этим параметрам. Совместными усили¬ями составили критериальную таблицу. Для оценки работы группы стали ис¬пользовать знак «+». В начале использова¬ли также знак «-», но потом отказались от него: это приводило к возникновению у детей негативных эмоций, они ссорились, обижались друг на друга. Если группа выполняет заданные в таблице условия эффективной работы, она получает знак «+», если нет — соот¬ветствующая графа остается пустой. Таблица висит в классе на видном месте. Записи в ней делает учитель по со¬гласованию с учащимися. На этапе выполнения группового за¬дания заполняются графы «Умение со¬трудничать» и «Хорошее поведение». На этапе представления результатов рабо¬ты оценивается успешность выполнения групповых заданий и заполняется третья графа таблицы. В это же время группы «слушателей» должны не только внима¬тельно слушать товарищей, но и задавать вопросы, исправлять ошибки, делать до¬полнения. На этом этапе заполняются остальные две графы. Каждая группа на каждом этапе может получить несколько плюсов. Таблица «Оценивание работы группы» № группы Умение со¬трудничать Хорошее поведение Успешное выполнение заданий Активное слушание Дополнения, Вопросы Общий балл 1. + + + + + + + + 8 2. + + + + + + 6
Конечно же, до полного решения всех проблем, связанных с формированием умений работать в сотрудничестве, еще далеко. Но впереди еще есть время. Я уверена, что у нас все получится.
Литература:
1. Гайтукова И. Ю.,Ешуарова Е.М. Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников: рекомендации, конспекты уроков. Игры и упражнения.- Волгоград: Учитель,2009. 2. УваровА.Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. 3. Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанова «Введение в школьную жизнь». Программа адаптации детей к школе.